Фамагуста
"Затерянный в песках"
- так переводится название города Аммохостос (Фамагуста) с арабского языка.
Слава этого города начинается с момента захвата острова крестоносцами в 1191 году. Именно здесь останавливаются пилигримы и паломники на пути в Святую Землю.
А когда пала Акра – небольшой город на северо-западе Израиля - последний оплот крестоносцев, - рыцари, торговцы, титулованные особы ринулись в Фамагусту, чтобы восстановить своё утраченное положение. В городе открылись коммерческие представительства европейских держав, порт стал переплетением торговых путей между Востоком и Западом, и жизнь в городе потекла в русле исключительной роскоши.
Именно с тех времён Фамагуста приобрела славу “города церквей”: вдохновлённые верой в то, что благостояние будет расти пропорционально количеству церквей, жители города возводили всё новые и новые храмы.
Лучше остальных памятников готики сохранился возвышающийся на городом латинский кафедральный собор, посвященный покровителю Фамагусты Святому Николаю.
Говорят, что в этом величественном храме все короли Кипра короновались и как короли Иерусалима.
Именно с его балкона последняя королева Кипра Катерина Корнаро прощалась со своим народом, будучи вынужденной отказаться от престола в пользу венецианцев.
В XVI веке турки, захватив Фамагусту, перестроили храм в мечеть, дав ей новое имя “Святая мудрость бога”.
Обратите внимание на то, что окна собора декорированы трилистниками.
В средневековой символике трилистники изображают трёхпалые листья клевера и олицетворяют Святую Троицу, равновесие и объединение.
Ещё одна интересная деталь - ажурное окно над центральным порталом изображено в виде изящной девятилепестковой розы.
В христианстве цифра девять – ангельское число, потому что в Библии упоминается о девяти ликах ангелов.
А окно-розу поддерживают опять же три двойных трехлепестковых окна.
Ступени, ведущие на крепостную стену, наверное ещё помнят тяжёлую поступь Великого Гроссмейстера де Моле, обдумывающего планы восстановления утерянной мощи Ордена Тамплиеров, оплотом которого был Кипр в средние века.
Толщина стен крепости местами достигает десяти метров, а их высота превышает пятнадцать.
Крепость была возведена ещё в XIII веке Лузиньянами, а в дальнейшем перестраивалась венецианцами, которые готовили город к обороне от приближающихся турецких полчищ – Оттоманская империя набирала силу, и ни для кого не было секретом, что однажды турки придут и на Кипр.
Стены крепости Фамагусты являются свидетелями мужества защитников города во главе с комендатом Марком Антонио Брагадино.
В 1571 году остров практически без боя сдался туркам – их численное преимущество было очевидным и устрашающим.
Но крепость Фамагусты девять месяцев упрямо держала осаду, пока турки обманным путём не вынудили Брагадино сдать город.
Турки пообещали жизнь защитникам и неприкосновенность жителям города при условии прекращении осады.
Но в первый же вечер все солдаты Брагадино были зверски убиты, а местные жители – христиане, навсегда изгнаны из старой Фамагусты: собрав свои пожитки, они покинули дома, и основали новое поселение за стенами древнего города – Вароша, который сегодня называют Городом Призраком.
Замок Отелло.
Гибель жены веницианского полководца Кристфора Моро, ставшего прообразом главного героя трагедии Шекспира, до сих пор остаётся загадкой.
Тем не менее, проходя по коридорам башни Отелло, всё время пытаешься представить, как в зловещем полумраке замка прозвучала знаменитая фраза: “Молилась ли ты на ночь, Дездемона?”
Если быть точным, то место трагедии Шекспиром буквально было определено так: “Порт на Кипре”.
Поэт и не предполагал, какую головоломку он задаст своим читателям: ведь на изрезанном бухтами острове насчитывалось как минимум 19 портов!
С началом британского господства, в конце XIX века на остров хлынули тысячи любопытствующих посмотреть на новую собственность Великой Империи.
Именно в то время кто-то и сравнил одну из башен древней крепости с резиденцией Отелло и Дездемоны – так у легенды появился точный адрес.
Крылатый Лев, статуи которого вы часто встретите в Фамагусте (у входа в морские ворота, при входе в башню Отелло, в центральном сквере) был символом Венецианской Республики, славу и мощь которой прочили и Фамагусте. Крылатый Лев олицетворял мощь и легкость одновременно…