Храм Гроба Господня
Согласно Библии, в Иерусалиме случилось много событий, связанных с земной жизнью Иисуса Христа. Главные из них — Распятие Христово на прилегающей к городу «Лысой горе» -Голгофе, и Воскресение Господне. Ранние христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, а в IV веке на этом месте был возведен храм, ставший местом паломничества миллионов христиан.
Так обычно называют иерусалимский храм Воскресения Христова. Храм был построен на месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Место распятия и погребения Иисуса находилось тогда за городской чертой, за стенами ветхозаветного Иерусалима.
Память о месте распятия и погребении Христа не была забыта даже после разрушения Иерусалима императором Титом в 70 году нашей эры, а на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры .
В 326 году царица Елена, мать царя Константина, «старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток» - Елена отправилась в паломническое путешествие в Иерусалим. О её деятельности во время этого путешествия подробно рассказал Евсевий (раввинское антиевангельское сочинение V века «Тольдот Иешу»). Именно Елена и заложила первую церковь Гроба Господня. В состав храмового комплекса вошли предполагаемое место распятия Иисуса – Голгофы, и место обретения Еленой Животворящего креста.
«Путешествие святой Елены в Иерусалим» . Альтобелло Мелоне, первая половина XVI века
Сохранилась мозаичная карта из Мадабы (середина V века), на которой отчетливо просматривается комплекс храмовых построек.
Храм Воскресения - это и есть историческое название храма - был торжественно освящён в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года. В память об этом событии в православной церкви был установлен праздник Обновления Храма (Воскресения Словущего)
В первозданном виде храм просуществовал до 614 года, до захвата Иерусалима персидским царем Хосровом II. С этого момента храмовые постройки претерпели множество изменений – они неоднократно разрушались и восстанавливались. В XII веке занявшие Иерусалим крестоносцы отстроили храм в величественном романском стиле и храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа.
Существующий сегодня храм Гроба Господня включает Голгофу с местом Распятия, ротонду - сооружение с куполом, под которым расположена Кувуклия, Кафоликон - соборный храм Иерусалимской Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей и галерей.
Борьба за контроль над святынями
На протяжении столетий не прекращались межконфессиональные споры о праве владения храмом. В результате храм был разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.
Сегодня церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену святого Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила святого Иосифа Аримафейского и алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики (с 6 до 9часов утра).
Принятые решения и договоренности о делении Храма Гроба Господня между представителями христианских конфессий до сих пор служат причиной споров и конфликтов. Для того, чтобы смягчить существующее напряжение и избежать конфликтов, ключи от храма с 1192 года хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем правоежедневно отпирать и запирать дверьи храма принадлежит другой мусульманской семье Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну. Основные же права владения и пользования святынями Храма принадлежат Иерусалимскому патриархату.
Недвижимая лестница
Борьба за контроль над христианскими святынями Иерусалима велась со времён событий, описанных в Новом Завете. Конфликты эти являлись следствием доктринальных и политических разногласий, которые в итоге раскололи ранее единую христианскую церковь на восточную и западну.
Одним из свидетельств межконфессиональных разногласий в христианстве является Недвижи́мая лестница — маленькая деревянная лестница, приставленная к правому окну второго яруса фасада Храма Гроба Господня. Между шестью христианскими конфессиями существует соглашение — не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий.
Лестница эта опирается на карниз, принадлежащий Греческой православной церкви, и приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви. Ни одна из конфессии не имеет права сдвинуть с места даже эту небольшую деревянную лестницу - взглянув на фасад и увидев лестницу, можно понять, что достигнутый после многолетних споров Статус-кво соблюдается.