Грузинский монастырь на Кипре
Расположенные в сосновом лесу примерно в пяти километрах от побережья возле города Полис руины в 1981 году были идентифицированы ученым Калифорнийского государственного университета Вахтангом Джобадзе.
Идентификация была проведена на основе средневековых счетов из царской казны Грузии. Вахтанг Джобадзе – уроженец Грузии - доказал, что живописные развалины неподалеку от кипрской деревни Джалия являются разрушенным средневековым грузинским православным монастырем Гиалия (грузинский: ღალია; греческий: Γιαλιά). Монастырь этот был посвящен Деве Марии Гиалия (греческий: Ιερά Μονή Παναγίας Χρυσογιαλιώτισσας, Panayia Chrysogialiotissa).
Вплоть до 2006 года систематических археологических исследований древних развалин не проводилось. И наконец грузинское и кипрское правительства пришли к соглашению совместно исследовать руины древнейшего монастыря.
В сентябре 2006 года Министерство культуры Грузии отправило экспедицию в республику Кипр для расследования развалин средневековой грузинской христианской обители.
В результате шести полевых археологических кампаний различной продолжительности, земля и обломки камней были удалены из главного храма Богородицы и часовни святого Георгия, было расчищено имевшееся в монастыре водохранилище и другие хозяйственные постройки монастыря.
Во время работ археологами были также обнаружены склепы монахов, проживавших в монастыре Гиалия.
В дальнейшем приведенные в порядок развалины монастыря были покрыты крышей, территория древней обители была обнесена забором, а у входа поставлены мемориальные доски, рассказывающие об истории святого места.
История монастыря Богородицы Хрисоялиотиссы.
Первые результаты археологических исследований были опубликованы в 2008 году. В них сообщалось, что обнаруженные во время раскопок артефакты и предметы быта, а также записи на греческом, грузинском и латинском языках свидетельствуют о том, что монастырь Гиалия или Панагия Хрисолиайотисса был основан в конце Х века (примерно 960-970 г.г.) грузинским царем Давидом III Куропалатом Великим (время жизни 930 - 1000г.г.).
Давид III был известен как ревностный покровитель грузинской и армянской письменности и просвещения. Именно по его предложению монах Афонского монастыря святой Евфимий (грузин по происхождению) перевёл с греческого немало христианских рукописей и прислал их в Грузию. Кроме того при Давиде III было воздвигнуто несколько величественных храмов и монастырей, многие из которых сохранились и до наших дней. Благодаря усилиям Давида III монастырь Гиалия сразу превратился в важный центр грузинской культуры и на протяжении многих последующих лет курировался и получал финансовую поддержку от царей Грузии.
Давида III Великого связывали тесные взаимоотношения с Византийской империей. Византийские императоры Василий II и его брат Константин VIII, не имевшие достаточных сил для борьбы с мятежом, поднятым в 976 году малоазиатским вельможей Вардой Склиром, были вынуждены обратиться за помощью извне. В ответ на их просьбу грузинский царь Давид III направил в Византию 12 000 всадников под предводительством Торника и Джоджика. Варда Склир был разгромлен и бежал к арабам.
В благодарность за участие в подавлении восстания Варды Склира Давид III получил от Византии Эрзурмскую область и другие земли. Вероятно тогда же было получено и право на строительство грузинского монастыря на кипрской земле.
Позже, в период правления Давида IV Агмашенебели Строителя (1089-1125 гг.) в грузинском монастыре на Кипре были произведены ремонтные работы.
Затем упоминания о монастыре Гиалия встречаются в XII веке, во времена правления царицы Тамары (1184-1213г.г.).
Царица Тамара продолжила деятельность царя Давида IV Строителя и способствовала широкому распространению христианства, строительству храмов и монастырей, за что в православии была причислена к лику святых, а в русских житиях именуется Тамарой Великой.
Тамара, как и предыдущие правители, выделяла средства на реконструкцию грузинского монастыря на Кипре, который официально находился в собственности Грузии до XIV века.
Документальные свидетельства сообщают, что монастырь был варварски разграблен в XVI веке, а после захвата Кипра Османской империей в 1571 году практически уничтожен.
Тем не менее в начале века ХХ в монастыре вновь поселяются монахи, прилагая усилия для восстановления обители. Но сильнейшее землятресение 1953 года окончательно разрушает древний грузинский монастырь Богородицы Гиалия.
Находки археологов.
В результате археологических работ было выяснено, что на территории монастыря Гиалия существовало две церкви: главная и более ранняя - церковь Богородицы (XI век) и более поздняя - церковь святого Георгия (XII век).
Главная церковь монастыря имела три купола – в тот период строительство трехкупольных церквей было распространенным явлением на Кипре. Впрочем, такого же типа церкви этого периода можно встретить по всей территории Грузии.Особенно много их в Тао-Кларджети, бывшем грузинском царстве периода средневековья.
На территории бывших церквей монастыря Гиалия также были обнаружены фрагменты икон грузинских иконописцев, о чем свидетельствуют надписи, датированные XIII и XIV веками.
На одной из стен монастыря сохранился фрагмент фрески с изображением святого Георгия.
Когда-то на территории монастыря имелось собственное водохранилище. Воду монахи собирали и хранили в специально вырытых ямах, тщательно отштукатуренных изнутри. К водохранилищу была проложена «магистраль» - водосборник. Археологические данные подтверждают, что накопитель мог функционировать до начала XIII век.
В мае 1222 года на Кипре произошло мощное землятресение, которое почти до основания разрушило Пафос и прилегающие к нему поселения. Во время землятресения в монастыре Гиалия пострадала система водосбережения. Кроме этого рухнул купол главной церкви.
Рядом со стенами монастыря был обнаружен монашеский склеп с погребальной камерой и четыре оссуария. Оссуарий (от лат. os - «кость») - ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков. В русском языке существует синоним этого слова — ко́стница. Обнаруженные здесь захоронения датируются концом XI – началом XII веков. Позже на склепе была построена церковь святого Николая.
Еще один этап значительных строительных работ, выполненных в монастыре Гиалия, связан с царствованием царицы Тамары. Во время ее правления крыльцо церкви Богородицы было полностью обновлено и расширено. С северной стороны церкви был достроен пастофорий - (гр. παστοφόρια) вспомогательное богослужебное помещение по обеим сторонам центральной апсиды.
Археологам также удалось выяснить имена некоторых монахов этого монастыря – возле западного входа в церковь на стене сохранились вырезанные на камне надписи: Квирике, Мат и Николас. Последним может быть Николас Двали, который был подвержен пыткам в 1314 году. Мате упоминается и в другой надписи, выполненной на фрагменте штукатурки. Кроме этих имен сохранился еще фрагмент, на котором упоминается священник – «мама» (грузинский). Есть свидельства того, что в XIV веке в этом монастыре жил также монах по имени Минас - надпись с его именем сохранилась на колонне алтаря в часовне святого Георгия.
Во второй половине XIV века рядом с монастырем появилось кладбище, где хоронили жителей из ближайших селений. Ученые предполагают, что такое почетное право, вероятно, было предоставлено лишь тем, кто внес значимый вклад в жизнь монастыря Гиалия.
После второй половины XVI века упоминания о грузинском монастыре Гиалия на Кипре больше не появляются.
Обнаруженные при раскопках монастыря артефакты, датируемые X - XVI веками, были помещены в археологический музей города Полис. Согласно меморандуму, подписанному Национальным агентством по сохранению культурного наследия Грузии и Департаментом античности Республики Кипр в 2013 году, кипрская сторона подготовила и отправила часть материала, полученного в результате археологических раскопок для выставки в Грузию.
Анализ археологического материала из Гиалийского монастыря показывает, что монастырь был вовлечен в повседневную жизнь Кипра: обнаруженные в нем предметы, как религиозные, так и светские, местного кипрского производства. Все найденные здесь глиняные сосуды без исключения были изготовлены в двух известных керамических центрах Кипра - Пафос и Лапитос.
Доказательством принадлежности этих предметов обитатателям монастыря являются сделанные на этих предмеиах надписи на грузинском языке.
В отличии от керамики, все стеклянные изделия, обнаруженные в монастыре, были привезены на Кипр издалека. Были здесь найдены предметы, изготовленные даже из цветного венецианского стекла.
Из 35 обнаруженных монет, шесть серебряных Византийские; одна принадлежит Абашу Хатуну Салгуриан Атабагу - последнему правителю Фарса (1265 - 1270); остальные же были отчеканены Лузиньянскими правителями Кипра.
Фреска на стене монастыря.
Фрагмент росписи, сохранившейся на высеченном камне - изображение молодого мученика, вписанного в медальон; у мученика есть крест в правой руке, а его левая рука поднята к груди. Найден в руинах у северной стены западной части церкви Богородицы. Первоначально он находился под раковиной южной апсиды церкви, среди ряда мучеников, представленных в медальонах. Вторая половина XI века . Камень, известь, темпера. 46x34x15 см
Сегодня развалины древнего грузинского монастыря Богородицы Хрисоялиотиссы часто посещают верующие Кипра, туристы и паломники из Грузии.
Выражаю огромную искреннюю благодарность группе паломников из Грузии (Апрель, 2018), благодаря которой я узнала о существовании этого монастыря. Именно с этой группой я впервые посетила древнюю грузинскую святыню на Кипре, после чего занялась изучением ее историии.