Что скрывают каменные стены
Проходя по любой старой деревне Кипра создается впечатление, что вы находитесь в узком каменном коридоре с высокими стенами. Изредка вы увидите закрытое деревянными ставнями окно или глухие ворота.
Местные жители говорят, что традиция окружать свои дома глухой стеной появилась во времена, когда Кипром правили венецианцы (с 1489 по 1571 годы). Передаваемые из уст в уста рассказы старожилов о былых временах донесли и до наших дней страшные истории о жестокости незванных гостей из Венеции. Говорят, что венецианцы могли бесцеремонно зайти в любой дом, забрать в нем самое ценное, оскорбить хозяев и безнаказанно скрыться. C этого времени и начали на Кипре появляться дома-крепости.
Кстати, важную роль в жизни многих киприотов эти дома сыграли и при следующих правителях острова – османцах. Говорят, что приезжающие на остров турецкие солдаты, проходя по улочкам селений, забирали из домов местных жителей детей и продавали их в янычары.
Кто такие янычары.
У турков существовал страшный налог, именуемый “девширме” - налог кровью. Одной из самых мучительных повинностей христианского населения османской империи была обязанность отдавать своих сыновей туркам. С земель, завоеванных Османской империей, сотнями привозили в Анатолию мальчиков-христиан и отдавали на воспитание в турецкие семьи. В итоге, в XIV веке янычарская пехота состояла из христианских юношей 12-16 лет, воспитанных в исламских традициях.
Янычары составляли основу войска в Османской империи. Они были частью полков личной гвардии султана, а также выполняли полицейские и карательные функции в государстве. В янычары набирали исключительно христианских детей! От девширме были освобождены жители Стамбула (Константинополя в те времена), владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени. Позднее мусульмане добились от султана почетного для них права посылать детей в янычары, так как благодаря этому некоторые мальчики добивались положения в обществе. Ведь помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки.
Янычары считались рабами султана, жили в монастырях-казармах, им запрещалось жениться и заводить свое хозяйство. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Раненые или старые янычары получали пенсию.
Маленький каменный дворик.
Пройдя через глухие деревянные ворота в каменной стене вы оказываетесь в уютном дворике. Здесь всегда много зелени, горшков с цветами, а крышей его часто служат старые виноградные лозы – они являются и частью декорации, и защитой от палящего солнца, и ежегодно приносят сочные плоды – виноградную ягоду.
В каждом дворике вы непременно увидите обеденный стол и много стульев – семьи у киприотов всегда были большие, да и соседи частенько заглядывали на чашечку кофе. В одном из тенистых уголков дворика обязательно стоит диванчик – идеальное место, где можно подремать во время сиесты. Сегодня многие деревенские жители выносят во двор даже телевизоры: в большинстве старых деревенских домов до сих пор нет кондиционеров, и потому душные летние вечера по традиции проводятся во дворе. А где современная семья, там, как известно, и телевизор.
Обратите внимание, на воротах многих домов вы увидите пучки высушенных трав, веточки оливы, сплетенных из сухой травы кукулок. Это талисманы, обереги. Как говорят местные жители “ Για καλο” - “для хорошего”.
Еще одна интересная деталь: сегодня украшением практически любого дворика , где живут киприоты, являются греческие статуи. Согласитесь, эта трогательная традиция вызывает улыбку: в человеческом сознании все уживается, все находит свое место. Не прошло и двух тысяч лет, с тех пор, как христианство одержало тотальную победу над язычеством, с тех пор, как на том же Кипре были разрушены древнейшие святилища языческих богов, и разбиты их статуи, а сегодня у входа в дома, где на каждой полочке и стене вы непременно увидите изображения Богородицы, Иисуса и искренне почитаемых христианских святых, красуются статуи Артемиды, Диониса, Афродиты... Тысячелетия язычества не прошли даром, и не исчезли бесследно.
Прав был дедушка Юнг, создавший теорию о коллективном бессознательном. Он писал, что коллективное бессознательное, состоящее из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Коллективное бессознательное Юнг обозначил как более глубокий слой, где за словами и предметами стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные лишь на бессознательном уровне, и часто абсолютно не осознаваемые, не осмысляемые человеком.
На протяжении нескольких столетий христиане боролись с язычниками, а на местах разрушенных святилищ строили храмы своим святым. Закончилась борьба, закончились гонения, и сегодня мы вешаем на входные двери обереги (оберег – магический предмет, назначением которого является защита его обладателя), а дворы украшаем языческими “идолами”. Как писал один поэт “Мы язычники все, что не делайте с нами...”