Кафедральный собор Иоанна Богослова
Кафедральный собор Святого Иоанна (Cathedral of Agios Ioаnnis) в центре старого города в Никосии, по сравнению с европейскими собратьями, можно назвать крошечным. Его интерьер, однако, не менее великолепен...
История храма
Собор Святого Иоанна была построен в 1662 году архиепископом Никифоросом. Во времена правления островом семейством Лузиньянов на этом самом месте находилось бенедиктинское аббатства Сент-Джон Биби (Святого Иоанна Любимого). Арабское слово «биби» произошло от сокращенного «Хабиби», и означает «любимый». Это слово «приросло» к Иоану Богослову, поскольку он считался любимым учеником Иисуса Христа.
В 1426 году бенедиктинский орден был вынужден покинуть остров, не выдержав набегов мамлюков. Монастырь перешел в православные руки, а его главная церковь получила имя Святого Иоанна Богослова.
В 1720 году архиепископ Сильвестр отремонтировали собор, а рядом с ним построил резиденцию архиепископа острова. И хотя первый камень в фундамент церкви был заложен 30 апреля 1662 года архиепископом Кипра Никифоросом, храм так и не был освящен, пока в 1720 году не был признан православным собором.
Иоанн Богослов
Иоанн Богослов был особо любим Христом за свою жертвенную любовь и девственную чистоту души. Став апостолом, он неотступно следовал за Христом: он был свидетелем Преображения Христа на горе Фавор, следовал за ним по крестному пути, плакал с Божьей Матерью у подножия креста, и услышал обращенные к нему слова “Се Мати твоя” - именно Иоанну Христос поручил заботиться о Богородице до конца ее земной жизни.
Поручив Богородице заботиться об Иоанне, как о собственном сыне, Христос поручил ей заботу о всех нас.
Интерьер собора
Внешне собор выглядит нарочито скромно – это было требование к христианским храмам во времена Оттоманского владычества. И потому то, что видят входящие туда впервые, застает многих врасплох: освещенный хрустальными люстрами богатый золотой иконостас, яркий интерьер, украшенные фресками стены....
Стены кафедрального собора Святого Иоанна снизу доверху покрыты фресками, которые были созданы во время правления архиепископа Филофеуса (Filotheos). Произошло это примерно в период между 1736 и 1756 гг. Собор Святого Иоанна является единственной церковью в Никосии, внутренние настенные росписи которой сохранились в полном объеме.
Сюжетами для фресок послужили как истории из Библии, так и события, связанные с христианской общиной Кипра. Например, на южной стене собора вы увидите фреску, где изображена сцена открытия гробницы апостола Варнавы в Саламине. Варнава вместе с Апостолом Павлом принесли на Кипр весть о христианстве в 45 году после Рождества Христова. Обнаружение захоронения Варнавы на земле Саламины стало подтверждением этого факта, после чего кипрская церковь была признана Апостольской.
Великолепный резной иконостас храма покрыт сусальным золотом.Четыре иконы иконостаса были созданы художником-иконописцем Джоном Корнарисом в 1795 и 1797 годах. Престол Архиепископа богато украшен, на нем, по традиции, изображен двуглавый орел – символ Византии.
Почетная роль в истории Кипра
В этой небольшой церкви есть место для президента Кипра, и для посла Греции, ведь коронация нового архиепископа Кипра происходит именно здесь, в соборе Святого Иоанна, в сердце старой Никосии.
5 июня 2010 посетивший остров Папа Бенедикт присутствовал на службе в соборе Святого Иоанна.
Именно в этом соборе в августе 1977 года находилось тело архиепископа в течение недели – сюда приезжали попрощаться с ним жители острова. В день похорон Макариоса начался сильный ливень – согласитесь, это было необычно для середины кипрского августа. В тот день греки-киприоты вспоминали старую греческую пословицу «Когда хороший человек умирает, небеса плачут» . Туркам-киприотам это событие напомнило другую пословицу: «Когда умирает злой человек, небеса пытаются смыть его злодеяния».
Кафедральный собор Святого Иоанна находится в старой Никосии на площади Архиепископа Киприану (Archbishop Kyprianou Sq). Часы работы: понедельник - пятницв: 08:00 - 12:00, 14:00 - 16:00, Суббота: 08:00 - 12:00 и во время праздничных служб.
Расположенный в стенах старого города, в самом центре Никосии, кафедральный собор привлекает к себе тысячи паломников со всего света. Это связано и с особым почитанием Иоанна как в Православии, так и среди католиков, и с тем, что в соборе этом сохранилось огромное количество удивительных по насыщенности и содержанию фресок!
Апостол любви - так называли евангелиста Иоанна Богослова, который учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. Он был единственным из апостолов, прожившим на земле более ста лет и умершим своей смертью. В трёх своих Посланиях апостол Иоанн проповедовал любовь к Богу и ближним, сам на протяжении своей длинной жизни являясь для окружающих примером воплощённой любви.
Иоанн был сыном галилейского рыбака Заведея и Саломии - одной из мироносиц. Будучи учеником Иоанна Крестителя, он присутствовал при его словах об Иисусе «вот агнец божий» и после них пошёл за Христом. Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста. Умирая, Христос завещал Иоанну сыновние обязанности по отношению к деве Марии (позднейшие толкователи поясняли, что в его лице Мариею были усыновлены все христиане).
За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Потамос, где у него были видения о конечных судьбах мира (Апокалипсис).
Иоанн прожил почти 120 лет. Его прощание с людьми и смерть также были наполнены таинством: он вышел из дома с семью ближайшими учениками, лёг живым в могилу, и обратился к ученикам: «привлеките матерь мою землю, покройте меня!» Поцеловав его, ученики покрыли его землёй до колен, поцеловав ещё раз засыпали до шеи, затем положили на лицо плат, и, поцеловав в последний раз, засыпали до конца. Когда узнавшие об этом христиане из Эфеса пришли и раскопали могилу, они нашли её пустой.
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается 9 октября по новому, и 26 сентября по старому стилю.
Иоанн Богослов был любимым учеником Иисуса Христа и, наряду с Петром, занимал центральное место среди двенадцати апостолов. С именем Иоанна Богослова в теологии, литературе и иконографии связаны таинственные, мистические мотивы. Он представляет собой эзотерическую сторону христианства - мистический опыт, открытый избранным.
Он стал автором четвёртого Евангелия (Евангелие от Иоанна), трёх посланий и Апокапсиса («Откровение Иоанна Богослова»).
Евангелие от Иоанна - четвёртая книга Нового Завета - отличается по содержанию от остальных трёх тем, что в него вошли рассказы о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди.
Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος καὶ ὁ λόγος ἦν πρòς τòν Θεόν. Καὶ Θεòς ἦν ὁ λόγος - первая строка Евангелие от Иоанна, что в русском современном переводе звучит так: «В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог».
Вот уже много столетий продолжаются споры вокруг трактовки этой строки! Первый её перевод на славянский язык осуществили Святые Равноапостольные Константин-Кирилл Философ и его брат Мефодий. Именно они понятием Слово переводили греческое понятие Логос. Далее под Логосом подразумевали и закон всемирного развития, и некую Высшую Силу, управляющую миром. Позднее, в трудах ранних христианских мыслителей, сам Логос отождествлялся с Сыном Божиим Иисусом Христом, «ибо Логосом-Словом спасал Господь грешный мир». Понятие «Логос», обычно переводимое как «слово», может означать и мыслительный процесс. По одной из версий слово «Логос» стоило бы переводить как «интеллект», или «разум».
Откровение Иоанна Богослова - название последней книги Нового Завета - часто упоминается как Апокалипсис (от греческого аποκάλυψις - раскрытие, откровение). Хотя христианская традиция приписывает авторство книги апостолу Иоанну Богослову, мнение это издавна подвергается сомнению, поскольку стиль изложения Апокалипсиса значительно отличается от «Евангелия от Иоанна». При этом следует иметь в виду, что среди апостолов было несколько Иоаннов, которые позже были объединены в одну фигуру.
В Апокалипсисе излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Во время видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Иисуса Христа, конец света, Страшный суд. В этой книге описываются события, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа, и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами: огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов. Именно поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним конца света или катастрофы планетарного масштаба. Книга описывает также само второе пришествие Иисуса Христа и события после него.
В книге присутствуют образы, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: апокалиптические всадники, вавилонская блудница, облечённая в солнце Жена... В «Апокалипсисе» упомянуто Число зверя - 666, в ходе истории многократно предлагались различные расшифровки его значения.
Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжёлую борьбу. Заканчивается книга словами «гряди, Господи Иисусе», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.
Именно Апокалипсисом завершается Библия - самой таинственной, самой грозной из книг Нового Завета, книгой, которая запечатлелась во многих произведениях мирового искусства. В любом древнем соборе вы увидите образы, иллюстрирующие Апокалипсис. Русские раскольники-старообрядцы всегда жили духом, словом и идеями Апокалипсиса. В реквиеме любого композитора, будь то знаменитый реквием Моцарта или реквием Дворжака, есть музыкальная глава, которая называется «Dies Irae», «День гнева», «День суда» - эта музыка тоже вдохновлялась образами Апокалипсиса.
«Эта книга о кризисе человеческого рода, о кризисе культуры и поэтому она всегда звучит злободневно. Эта книга не просто набор мрачных антиутопий или жутких картин, способных посеять лишь отчаяние и панику. Апокалипсис насыщен надеждой. Несомненно, это величайшая книга надежды, ибо, чем чернее историческая перспектива, которую дает там пророк, тем удивительнее звучат победные трубы, трубы светлого мира, который приходит на смену тьме». Александр Мень.
Каноны иконографии Иоанна
В византийской традиции Иоанн изображается как погружённый в мистическое созерцание старец с широкой седой бородой и огромным лбом. В руках его Евангелие со словами: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Символом Иоанна Богослова является орёл.