kipr-excursions.com
Home Кипрские фестивали Фестиваль Греческой Драмы
Фестиваль Греческой Драмы

 

Страстно и самозабвенно любили греки театр. Представления в античные времена давались всего лишь три раза в год, а повтор пьесы был величайшей редкостью – ставили ее всего один раз, и потому современным театралам греки могли бы позавидовать. Каждый год в июле на Кипре проходит интернациональный фестиваль Античной Греческой Драмы. Здесь я хочу рассказать вам об истории театра, которая началась несколько тысячелетий назад.

 

Заказать индивидуальную поездку по Кипру

Тел. (357) 99 163 404 Email:  This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it Skype: elena_skype555


Греческий театр - тысячи лет истории

 

Первые театральные представления были посвящены богу вина и веселья Дионису. Действие обычно начиналось хороводами, танцами и песнями (дифирамбами), в которых рассказывалось о происхождении и жизни Диониса. Участники ритуала надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса в его вакханалиях и оргиях - сатиров. Эти ритуальные представления происходили в определенное время года во время празднеств в честь Диониса – именно они и являются предшественниками древнегреческого театра. Представления эти заканчивались массовыми шествиями, играми и плясками.

 

 

Дионис / Вакх, Бахус.

 

Дионис – бог вина и виноделия, бог экстаза и ужаса, неистовства и блаженного освобождения. Он был внебрачным сыном Зевса и смертной женщины. Жена Зевса Гера, узнав о внебрачном ребенке, затеяла коварную месть. Она подговорила Семелу – мать Диониса – попросить Зевса явиться к ней во всем его великолепии. В результате громы и молнии олимпийского бога убили девушку, а Зевс выносил нерожденного еще Диониса в своем бедре. Узнав, что ребенок выжил, Гера продолжала мстить ему на протяжении всей жизни - она напустила на него безумие. Дионис долго странствовал по свету, именно он научил людей выращивать виноград и изготавливать вино. Почитатели Диониса погружались в мир иррационального, и, одержимые богом, устраивали дикие пляски и оргии. Употребив вина, они входили в экстатическое состояние, ощущая единение с богом.

 

Прародитель театральных традиций

Афины. Театральна жизнь этого города, пожалуй, была наиболее насыщенной. Именно здесь жили знаменитые авторы древнегреческих трагедий и комедий: Эсхил, Софокл, Еврипид. Расположенный на склоне Акропольского холма театр вмещал пятнадцать тысяч зрителей. К каждому празднику драматурги представляли свои произведения. Празднование длилось несколько дней, а представления продолжались с раннего утра и до позднего вечера . Все работы на время праздника отменялись – посещение театра было обязанностью афинских граждан - театр старались использовать, как пропаганду идеальной демократии. После каждого представления имена авторов и названия пьес записывались на мраморных досках  - так афиняне чтили бога Диониса.

 

 

Традиции лицедейства.

К игре на сцене в Древней Греции допускались только мужчины.  Если действующих лиц в трагедии было больше трёх, то один и тот же актёр исполнял несколько ролей, в том числе и женские. Позже Эсхил предложил ввести в действо второго актёра, а Софокл — третьего. Лица актеров были закрыты масками, которые менялись в соответствии с ролью. Трагические актеры надевали обувь на высокой платформе – передвигаться в ней было непросто, зато герой казался выше, и потому значительней. Цвет длинного плаща, который надевал актер, зависел от роли — цари, например, носили плащи красного цвета. Главными выразительными средствами актеров служили лишь голос и пластика тела.

 

 

Одним, но собирательным действующим лицом в представлении был хор. Не принимая участия в действии, хор комментировал события, происходящие на сцене, давал оценку  персонажам, осуждал или хвалил их. Иногда хор вступал в беседу с главными героями, и даже пускался в философские рассуждения.

В трагедиях хор обычно представлял почтенных граждан города, а а комедиях это были шуточные персонажи, порой даже лягушки, птицы и облака. Хор обеспечивал и музыкальное сопровождение действа. Ученые предполагают, что изначально хор и был главным действующим лицом, поскольку монологи актеров именовались “эписодий”, то есть “не относящиеся к делу”. Но постепенно трагедия постепенно утрачивала первоначальный облик; хоровые партии вытеснялись актёрскими, музыка — декламацией, а сама трагедия превратилась в бытовую драму.

Комедия тоже состояла из эписодиев, но хор в ней принимал непосредственное участие в действии: когда герои спорили, ссорились или дрались, хор делился на две части и “подливал масла в огонь” азартными комментариями.

 

Как выглядел древнегреческий театр?

Впервые помещение для театра было построено примерно в IV веке до нашей эры. Это было открытое здание огромных размеров, представлявшее собой круглую арену – орхестру, к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места.  Этот поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром. Декораций в древнегреческом театре не было.

В середине орхестры возвышался алтарь Диониса (на Кипре частично сохранился в амфитеатре древнего города Саламис)  На ступенях алтаря во время исполнения трагедии стоял исполнитель главной роли в пьесе и флейтист: флейта в представлении греков связывалась с дионисийским культом.

Первый ряд зрительских сидений – деревянный -  предназначался для почтенных граждан - знати, жрецов, послов других государств. Это были места со спинками и балдахинами. Остальные сидения были без спинок и на открытом солнце -  для простых зрителей. Зрительские ряды разрезались вертикальными лучевыми проходами, делящими зрительный зал на секции-клинья.

 

Древнегреческая трагедия

Страх перед роком, судьбой был основным мотивом греческой трагедии. Согласно Аристотелю, итогом роковых событий должно было стать моральное очищение героя. Действие трагедии могло совершаться лишь от восхода до заката солнца – это, по мнению авторов, усиливало иллюзию реальности действия. О происходившем вне сцены рассказывали так называемые «вестники».

Первые драматурги сами исполняли главные роли, сами писали музыку для трагедий и руководили танцами. Тремя крупнейшими трагиками Греции считаются Эсхил, Софокл и Еврипид. Их произведения и будут представлены на  кипрском фестивале Античной Греческой Драмы.

 

Древнегреческая комедия

Костюмы актеров комедии были непохожи на костюмы актёров трагедии. Маски актёров должны были подчеркнуть смешное и уродливое в изобличаемом герое: они были с выпученными глазами, со ртом до ушей и т. п.. Впрочем, и фигурам актёров придавался не менее уродливый вид.

Сюжетами комедий становились сатирически измененные мифы – это была  эпоха начавшегося демократического движения, поколебавшего устои древнегреческой религии. Позднее комедианты изображали в своих комедиях даже общественную борьбу против отдельных политических деятелей. В начале IV века, комедия становится карикатурно-бытовой, в ней появляются такие герои, как хвастливые воины и хитрые рабы.

 

 

Итак, с 1го по 30е июля в амфитеатрах Лимассола, Пафоса и Никосии пройдет замечательный праздник – фестиваль  Античной Греческой Драмы, в котором примут участие театральные труппы из Португалии, Палестины, Греции и Испании. В течении месяца под звездным небом будут играться произведения древних авторов – Софокла, Еврипида, Эсхила. Для жителей и гостей Кипра это уникальная возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, погрузиться в сложный психологический мир античных героев...

 

Вы хотите посетить один из спектаклей фестиваля?

На этом сайте вы можете заказать трансфер из отеля в амфитеатр любого города Кипра и обратно.

 

Заказать индивидуальную поездку по Кипру

Тел. (357) 99 163 404 Email:  This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it Skype: elena_skype555

Елена Николаева

 
Joomla themes made by Lonex.